11:20 Без комментариев. | |
Когда я была в 9 классе, к нам пришла новая математичка. Её отношение ко мне сразу запахло серой, испанским сапогом и садизмом. В алгебре я, конечно, не была Марией Склодовской-Кюри, но возненавидела она меня не за это. Что бы я ни сделала и не делала, она сразу же ставила мне двойку в журнал. Повернулась - два. Сказала что-то соседу по парте - 2. В общем, эти двойки не имели отношения к моим не таким уж и скудным знаниям, однако, к концу полугодия они уверенно сложились в двойку за полугодие. Но это не было самым страшным. Однажды эта учительница вызвала меня к доске. Но не для того она меня вызвала, чтобы я решила пример или написала уравнение с неизвестными. Посмотрите на Кофман, сказала она. Кофман в рейтузах. И это в то время, когда девочки в школе рейтузы снимают и остаются в колготах. Ты, может быть, думаешь, Кофман, эти рейтузы со штрипками тебя украшают? Так ты так не думай. Я стояла перед классом. Весь класс был за меня, я это знала. Но унижение горячей волной поднялось снизу откуда-то. Я ничего не сказала, я не знала, что можно сказать. Я растерялась. На следующий день я поднималась по лестнице, учительница эта по ней спускалась. Мы с ней встретились взглядами. И я не поздоровалась с ней. - Кофман, почему ты со мной не здороваешься? - спросила она. Это был бунт, внезапный, когда терпеть больше нельзя. Это был бунт рабов, избиваемых и унижаемых. Больше рабом я быть не хотела. Чем бы это мне ни грозило. И моего папу вызвали к директору школы. Мой папа - он говорит мало. Но говорит он так, что собеседнику потом добавить становится нечего. Сначала говорила учительница. Потом говорил директор. Мой папа молчал и слушал. А потом он сказал: И как-то всё успокоилось на следующий день. В конце года я получила свою твёрдую тройку. И в конце года эта учительница ушла из нашей школы. Но моя история с ней не закончилась. Однажды я выходила из школы, в которой учился мой сын. И в эту школу идёт та учительница. Мы узнали друг друга. Мы друг с другом не поздоровались. И та самая волна, горячая волна поднялась откуда-то снизу. Унижение, возмущение, невозможность что-то сказать, потому что ты - ученик, а она учительница, и у тебя нет прав никаких, а у неё есть любая власть над тобой, право сильного. И непонимание, как на это всё реагировать. Как будто бы всё это было во мне, как засохший букет, а сейчас он снова расцвел, стоило мне только увидеть эту учительницу. Но волна изменилась. В ней не было больше растерянности. Навстречу ей поднялась однажды уже другая волна - волна сопротивления и противодействия. Так же произошло в этот раз. Я сразу же пошла к директору школы. Рассказала всю эту историю. Но понаблюдать за ней не пришлось. В этот же день, как оказалось, она уволилась. И след её навсегда скрылся из моей жизни. Можно даже сказать, что простыл. Какая же из этого будет мораль? Такая, может быть. У ребёнка, у маленького человека, есть достоинство. И достоинство это не маленькое. И если это достоинство даже не очень-то видно, это не значит, что оно не проявится вдруг в своём осознании. И в момент осознания ребёнком того, что у него есть достоинство - в этот момент ребёнок становится человеком. Человеком прямоходящим. А напутствие будет такое: берегите своих детей. Никогда никому не позволяйте их унижать. Юлия Куфман
| |
|
Всего комментариев: 0 | |