Долгое время я считала пловом рисовую кашу с мясом, луком и морковкой. Причём, для меня ещё было желательно, чтобы плов был бы не с бараниной, которую я не любила за характерный запах. Каша получалась то вкуснее, то не очень, но вполне соответствовала моим "стандартам" быстрой и сытной еды. Пробовать плов в гостях мне долгое время не приходилось - не считалось это блюдо праздничной едой даже в эпоху дефицита.
Но однажды... Однажды я оказалась на пышном застолье одного моего знакомого, который в 90-е стремительно разбогател. Знакомы мы были со школы, виделись нечасто, но всегда поздравляли друг друга с днём рождения. Застолье было как раз по случаю его дня рождения.
Размах праздника впечатлял - был арендован большой банкетный зал, огромные столы ломились от деликатесов, из которых икра занимала весьма скромное место. Было уже несколько перемен блюд, все очень вкусно, но желудок уже не "принимал". Я решила ещё раз поздравить юбиляра и откланяться, но он попросил меня задержаться и дождаться основного блюда вечера - плова. Мне было неудобно отказаться, но, учитывая мое довольно прохладное отношение к плову, я решила, что объесться им мне не грозит.
Плов должны были подать через час. Большинство гостей к тому времени либо основательно "набрались" и задремали, либо перешли в гипер-активное состояние - явно искали приключений, так что я решила покинуть застолье и побродить по окрестностям. Неожиданно для себя у крыльца здания я увидела костёр, а на нем огромный казан. Рядом стоял повар-узбек лет пятидесяти и священнодействовал над пловом. Он вроде ничего особенного не делал - подбрасывал дрова в костёр, добавлял какие-то приправы в плов, тихонько напевая. Его лицо то тревожно хмурилось, то успокоено разглаживалось. Он не обращал внимание ни на что и ни на кого - только плов... Наконец, плов был готов, и началось другое удивительное действо - раскладывание плова на огромные тарелки. Повар черпал плов большой круглой лопаткой, подбрасывал порцию в воздухе, и она приземлялась на тарелке. Потом он неуловимым движением немного поворачивал тарелку и отправлял на нее следующую порцию плова. Так на тарелке образовывался идеальной формы "цветок" из пяти пловных "лепестков". Когда он таким образом оформил все остальные тарелки, вид у меня, очевидно, стал настолько восхищенно обалдевшим, что он милостиво обратил на меня своё внимание и жестом разрешил помочь ему принести одну из тарелок в зал. Запах плова разбудил всех, кроме юбиляра...Гости набросились на плов, "как с голодного края"... включая меня... Баранина бараниной не пахла...плов растворялся еще во рту, не доходя до желудка, так что огромная порция исчезла в тарелки почти мгновенно.
Юбиляр так и не проснулся, его телохранитель и шофер погрузили юбиляра вместе с казаном и остатками плова в машину, и кортеж удалился. Я пыталась уже потом расспросить знакомого и о поваре, и о плове, но подобные детали абсолютно не сохранились в его памяти.
Уже в Канаде я была в нескольких ресторанах узбекской кухни, везде пробовала плов, пытаясь повторить ощущения того плова - не удалось, до сих пор. Недавно открылся ещё один ресторан узбекской кухни - обязательно схожу.
Галина Алехина (Торонто)
|