Надо всё-таки честно признать, что враньё – это искусство. Я имею в виду хорошее, качественное, последовательное и вдохновенное Враньё – оно, я считаю, третья сестра (ведь сестер же всегда три: у Пушкина, у Чехова, да и в древнегреческих мифах Мойры всякие) Актерской Игры и Писательского Мастерства.
Умею ли я врать? Ну, на базовом уровне – да, могу. Но до вершин мне далеко – потому что это дело надо ещё и любить. Но жизнь припрет – раскорячишься...
Меня однажды "приперло". Я училась в аспирантуре родного филфака, и на второй год в качестве практики вела часы в паре групп на экономфаке, где завкафедрой была моя научная руководительница. Однажды мне поручили провести занятие "на замену". Позвонили и сказали, что "послезавтра" нужно прийти на первую пару и провести урок по "домашнему чтению". Назвали книгу, причем такую, которую я ни то что не читала, но даже и названия не слышала, равно как и фамилии автора. Вообще-то я всегда читала много, но закон подлости никогда меня не забывал. Разговор был во второй половине дня. Интернет тогда только зарождался (в США), в библиотеку ехать уже поздно, но есть весь завтрашний день, так что – прорвёмся! Так бодренько я себя успокоила, а отвечающий за мою судьбу ангел лишь тяжело вздохнул.
У моей подруги накануне умерла давно болевшая мама. Я примчалась к ней в Кунцево и нашла ее в очень плохом состоянии: руки и ноги сводит судорогой. Вызвали "скорую", отвезли ее в больницу, где оставили на несколько дней. Подруга жила с десятилетней дочкой, больше никого из родственников, кроме очень пожилой тетки. Похороны – завтра, то есть заниматься этим печальным делом кроме меня, некому. Библиотека, понятно, накрывается медным тазом. Звоню на кафедру, объясняю ситуацию, прошу найти кого-то другого на замену. Мне отвечают жёстким отказом и добавляют, что группа у меня завтра "между прочим, элитная" – так я и не узнала, в каком смысле.
И наутро, после похорон и поминок, еду к первой паре в Универ. В голове – звенящая пустота, даже намека на варианты нет. Состояние замороженной тушки кролика. Даже страх опозориться как-то увял. Вхожу в аудиторию, здороваюсь, отмечаю присутствующих, и сама рутина меня подводит к "следующему пункту нашей программы"– домашнему заданию. Спрашиваю какого-то паренька. Он на вполне приличном английском отвечает: глава такая-то, и ещё что-то. И тут "Остапа (меня) понесло" (ангел все же решил вмешаться, не иначе). Я прошу мальчика написать на доске название книги и автора. Следующего – список персонажей. Двух девочек – написать за 10 минут план содержания прочитанных глав. Остальных разбиваю на пары и велю им готовить диалоги между персонажами (диалоги должны отражать роль этих персонажей в книге). На робкое возражение, что вот именно эти два героя в книге не встречались друг с другом, говорю с некоторой надменностью: "Ну у вас же есть воображение? Вот представьте, что они встретились!" В первый раз с начала занятия перевожу дух. Пока группа жужжит, аки пчёлки, трудясь над диалогами, (первым, закончившим писать, задаю монологи от лица главных героев), придумываю ещё пару заданий, типа диспута о главных героях с обвинителем и защитником, потом всех выслушиваю, тут и паре конец.
Прощаюсь с группой, а они все собрались у моего стола и говорят (ей-Богу!): "У нас такого интересного урока никогда не было!" Я про себя говорю: "У меня тоже..."
Через пару дней мне сказали, что эта группа пришла в полном составе на кафедру и потребовала, чтобы я и дальше у них вела. Но им, конечно, отказали.
Ellena Sholosh |