Начало июня, выпускные школьные экзамены, бедные дети: волнения, обмороки, сопли, слёзы…
Как сдавали мы? Сидели мы на уроке, и тут учитель «вы не забыли, что у вас экзамены через неделю?»
А у большинства из нас, учеба в 10м классе была далеко не на первом месте, мы надеялись, что оно как то рассосется само. Поэтому открывали нетронутые учебники и вот они бессонные ночи.
Кого то на экзамене вообще видели впервые:
- Юноша, как ваша фамилия?
- Иванов.
- А почему я тебя раньше не видела?
- Так я болел, 2 года. Вот у меня в справке так и написано «Палавое сазривание»
В отличии от сегодняшних школьников, мы могли регулировать свои оценки отношением с учителями.
- Марь Ивана, как три? Вы такая красивая, сегодня, а ваши глаза… особенно правый.
И вот у тебя уже четыре.
А умение взглядом подозвать учителя. Сидишь ты такой, тупишь, ну как тупишь, не знаешь ты ответ, она подходит и тихонько спрашивает:
- Почему у тебя пусто на листочке? Пиши, А, плюс В, в скобочки возьми, двойку нарисуй, да за скобками, да справа, да вверху. И вообще, где твои шпоры? Сидорова, дай списать Иванову, пока я не смотрю. Переписывай, бестолочь.
А эти спецоперации со шпорами, на чем их писать, куда засунуть и как вытащить, чтоб не заметили. В конце концов, писанина шпор и являлась изучением предмета.
Нам приходилось проявлять, как сейчас говорят коммуникабельность, что и кому сказать до начала экзаменов, что надеть, кто то по счастливой случайности вытаскивал тот единственный билет, который учил и так весь класс, тоже по счастливой случайности.
Ну а вот эти чудные устные ответы.
- Сидоров, у тебя билет, творчество Пушкина. Рассказывай. Ну, как Пушкина звали?
- Сергей.
- Это отчество. А звали Пушкина как? Вот тебя как зовут?
- Санек.
- И у Пушкина такое же имя. Так как звали Пушкина?
- Санек.
- Иди отсюда, три.
- А почему три?
А вот эта комиссия, которая сидела за стеной из цветов, и приносили их специально много и максимально пушистее, и тут председатель:
- Нам всем нужно выйти, минут на тридцать, не меньше! Это точно! Когда мы будем заходить обратно в класс, мы в дверь постучимся. Петров, убери шпаргалки. Слушайте, дайте мы хотя бы выйдем.
И если сегодняшние школьники, особенно в профильных классах, все таки предмет знают, то мы знали очень примерно. Мы вообще знали всего по чуть чуть, по этому могли поступать и в театральный и в судостроительный. В отличии от сегодняшних, если ты в профильном физико математическом классе, то о поступлении на филологический можешь забыть.
Поэтому школьники советской системы уже после окончания авиастроительных, вдруг становились писателями юмористами, хорошо что кстати не наоборот.
И уж в чем отличии от сегодняшних школьников от нас, это то что сегодня выпускники иностранные языки знают на порядки лучше нас. Потому что мы знали…
- Ковалев, ну скажи хоть что нибудь по немецки.
- Мутер.
- Можешь ведь, уже три.
- Фатер.
- О-оу! Четыре!
А наши экзамены в форме беседы, тут проявлялось умение говорить, красиво, складно, не по делу, но создать впечатление, что предмет знаешь.
В случае ЕГЭ человек он пешка, и у него нет даже шанса списать или воспользоваться какими то отношениями с учителями.
Иногда говорят: «Ну так во всём мире тесты».
Ну да, тесты и упражнение в заполнении клеточек, подготовка мелких клерков, «умеренных и аккуратных». Только по заданным правилам в пределах коридора, малейшие изменения правил, рождают панику. И если работу как учителей, так и учеников оценивают по тестам, то и учить их нужно одному – заполнению клеточек. В результате получаются люди, чьи головы заполнены плотно утрамбованными обрывками, которые нужны для одной цели - заполнению клеточек.
Я не говорю о том, что сегодняшние выпускники школ плохие или хорошие, я говорю о том, в какую систему они попали, а сами выпускники такие же разгильдяи как и мы, они же дети, наши.
Андрей Ковалев |